Осенью прошлого года нью-йоркский финансист Дуг Шонингер решил, что Америка вполне созрела для нового профессионального спорта с овальным мячом — регби. Буквально через полгода — в апреле 2016-го — взял старт его новый, довольно амбициозный проект PRO Rugby, очередная, уже третья по счету попытка создать в Северной Америке профессиональную регбийную лигу. Если во многих странах регби — это прежде всего бизнес, то в США — это, по большому счету, любительский вид спорта.
Создавая PRO Rugby, Шонингер решил начать с малого — общий бюджет лиги намного меньше, чем получает в Национальной Футбольной лиге (NFL) первоклассный ресивер (принимающий), зарплата некоторых из которых доходит до $ 16 млн в год. Лига планировала в первом сезоне взять старт с шести команд и затем пополниться новыми, в том числе и из Канады, но «наскрести» денег удалось только лишь на пять.
Тем не менее, уже сейчас все команды, которые полностью (маркетинг, трансферы, зарплаты регбистам и прочее) принадлежат самой лиге, являются безубыточными.
Между тем, Шонингер убежден, что в течении трех лет популярность регби в Америке вырастет настолько, что инвесторы смогут извлекать из самой PRO Rugby и её команд достаточно прибыли за счет продажи билетов, мерчендайзинга, продажи телевизионных прав и спонсорских контрактов.
55-летний Шонингер не очень далек от спорта, его инвестиционная компания Capital Group занимается в основном инвестициями и строительством стадионов и других спортивных объектов. Однако, PRO Rugby — это его первая в таком роде попытка создать даже не профессиональный клуб, а сразу лигу, состоящую из нескольких команд.
В интервью Шонингер признался, что он прекрасно понимает все цели, к которым он стремится, имеет определенную модель и стратегию, но сам бизнес-план, как таковой, у него отсутствует
«Из общения с генеральным директором Фейсбука Шерил Сандберг о стартапах я извлек следующий урок. Исходя из него, причина того, что у меня нет плана, в том, что имея план, я буду ограничен исключительно этим, единственным, вариантом.
Подводя итоги первого года существования PRO Rugby, мы понимаем, что на самом деле не знали многого. Теперь мы знаем намного больше, мы уже можем больше планировать, но при этом остаемся достаточно гибкими. Очень многое в спорте, как и в любом бизнесе, довольно быстро меняется. Способность быстро адаптироваться к этому может стать большим активом».
В настоящее время Шонингер является единственным инвестором лиги, но не исключает, что в будущем это может и измениться.
«На данный момент я являюсь единственным инвестором , но это, вероятно, изменится уже в ближайшее время. Сколько я инвестировал? Довольно много, но я не собираюсь раскрывать бюджет.. К примеру. ресивер в NFL получает больше, чем бюджет наших пяти команд вместе взятых. Однако, мы платим нашим игрокам в сезон минимум $ 20 000 для регбистов из сборных второго уровня и минимум $ 35 000 для регбистов сборных из первого уровня. Два наших самых дорогих «легионера» получают соответственно $ 60 000 и $ 70 000. Сейчас у нас в лиге более 130 игроков и тренеров».
По словам Шонингера, он давно планировал вложиться в какую-нибудь североамериканскую команду, и тут ему предоставился случай сразу же создать лигу, которым он и не преминул воспользоваться.
«Я едва не купил в 2014 году команду Малой бейсбольной лиги. А однажды мне позвонил друг из Австралии и рассказал, что уже девять лет пытается создать профессиональную регбийную лигу в Америке. Он и сам же вел переговоры с USA Rugby, но так ничего и не достиг. Меня это заинтриговало, но я видел несколько другой путь развития — постепенно с малого. Он же мечтал об огромных стадионах и больших инвестициях.
Позже он свел меня с тогдашним боссом USA Rugby Найджелом Мелвиллом, и ему понравился мой подход — начать осторожно и с малого. Он и дал санкцию на создание PRO Rugby».
Пока лига не имеет своих спонсоров, однако уже на следующий год в её планах их заполучить.
«Пока мы в самом начале пути и отдаем себе отчет о всех финансовых рисках. Мы работаем над планами продажи титульного и другого спонсорства на следующий сезон. Это довольно перспективно. Потенциальным инвесторам проекта было необходим продукт на поле, и теперь, когда они увидели его, они с большим энтузиазмом идут на контакт с нами».
Сейчас в лиге всего пять команд. Три — в Калифорнии (Сан-Диего, Сан-Франциско и Сакраменто), одна в Денвере и одна — в Огайо, неподалеку от Коламбуса. Одной из самой больших проблем было найти для базирования команд поля с натуральной травой — лига сразу же приняла решение отказаться от синтетики.
«В Сакраменто у нас есть хорошее футбольное поле, используемое в Северной американской футбольной лиге. В Сан-Диего и в Денвере мы играем на университетских полях. А в Колумбусе не было ничего, поэтому мы создали стадион буквально на пустом месте.
Продажа билетов растет с каждой игрой. Цена билета — $ 25. Первые четыре матча PRO Rugby посетило около 10 тысяч болельщиков, то есть, в среднем, было продано 2500 билетов за игру. Самая высокая посещаемость была в Сакраменто — 3 400 зрителей»
Сама PRO Rugby — это единый хозяйствующий субъект, ни у одной из пяти команд нет индивидуальных владельцев, все команды принадлежат и управляются смой лигой, что позволяет значительно сократить издержки.
«На старте лиги мы не до конца владели ситуацией с игроками. Некоторые контракты пришлось подписывать буквально за неделю до старта. При этом были неопределенности, например, некоторые регбисты готовы были разорвать существующие контракты и перебраться к нам, а мы ещё не определились с количеством «легионеров». Теперь я чувствую себя более комфортно — игроков у нас даже больше, чем было нужно. Сейчас у нас в лиге 15 иностранцев — существует лимит в пять «легионеров», который мы на следующий сезон планируем увеличить до семи.
Мы действительно нуждаемся в помощи опытных иностранных игроков, они действительно предоставляют лиге большую услугу. У нас в Сан-Франциско играет экс-защитник All Blacks Милс Мулиаина и в Денвере экс-фланкер Спринбокс Педри Ванненбург. Они являются хорошими наставниками для молодежи. Также очень хорошо, что в Сакраменто есть капитан и просто замечательный итальянский парень Мирко Бергамаско. Он также многое дает своим партнерам по команде».
Шонингер считает, что регбисты — это один из главных активов лиги, при этом некоторых из потенциальных кандидатов не устроили условия и они ушли перед стартом сезона.
«У нас был игрок, который сейчас находится в тренировочном лагере с Сиэтл Сихокс. Я оплачивал ему тренировки, но он оставил нас прямо перед первой игрой. Был игрок, который затем уехал в Англию. Игроки — это наши активы. Мы собираемся улучшить предлагаемые нами условия, чтобы заполучить их обратно на будущий год».
Матчи лиги просматривают на различных платформах в среднем порядка 100 000 человек. И для первого сезона это очень хорошо, считает босс PRO Rugby. При этом, один из поединков в Огайо собрал на одном из местных региональных кабельных каналов аудиторию в 120 000 зрителей. Первые свои шесть игр PRO Rugby бесплатно транслировала на AOL, но потом от этого было решено отказаться.
«Трансляции на AOL были довольно успешными, но у них нет денег, чтобы платить нам. А содержание лиги обходится мне довольно дорого, чтобы отдавать кому-либо бесплатно права на трансляции. Мы решили остановится на One World Sports и на трансляциях игр в различных соцсетях».
Шонингер рассказал, что в настоящее время ведутся очень интенсивные переговоры с канадскими клубами о вступлении их в PRO Rugby.
«Они обещали, что они присоединятся к нам уже в этом году, но в конце-концов не подписали соглашение, так что пока не имеем команду из Канады. Одна из главных проблем — выдача разрешений на работу на границе. Канада не может иметь собственную профессиональную лигу, так что мы единственный доступный вариант для них. До сих пор у нас идут переговоры с двумя командами».
Профессиональный американский футбол довольно долго завоевывал сердца американцев, чтобы стать одним из национальных видов спорта в США. По мнению Шонингера, для регби этот путь может стать намного короче.
«Есть много разных вещей между ними и нами. Рекламные инструменты и ТВ, которые сейчас есть у нас, не сравнимы с тем, что были у футбола в его начале. У них было меньше возможностей, чем у нас. Теперь мы можем выложить видео в Интернете и получить 200 000 просмотров за час.
Я осмелюсь утверждать, что ни у какого другого вида спорта нет таких возможностей стать популярным в Америке. У регби есть все шансы достучаться до сердец 300 миллионов человек на этом континенте».
Источник: prorugby.org