Фото: Michael Paler
"Лига должна опираться на три столпа: надежную коммерческую модель, высочайший уровень соревнований и создание удобных условий для болельщиков" — заявил как-то недавно новый «босс» Континентальной хоккейной лиги Дмитрий Чернышенко.
Трудно не согласиться с ним, тем более КХЛ показывает в последнее время некую доходность, поэтому эти три столпа, несомненно, применимы и к российскому клубному регби. Только есть одно но!... Прежде всего нужно создать саму Профессиональную лигу
Назвать нынешнюю Премьер-лигу какой-то Профессиональной Лигой с большом буквы и в полном понимании этого словосочетания язык как-то не поворачивается. Скорее, РПЛ — это организация, которой доверено право провести чемпионат России в главном «трещащем по швам» регбийном дивизионе страны. И только! На наш взгляд, лига должна быть прежде всего инструментом для зарабатывания денег и привлечения инвестиций, неким «регулятором» или если хотите «скелетом», который со временем должен обрастать клубами, спонсорами, инвесторами и различными структурами, как например, профсоюз игроков и прочее.
Пожалуй, на наш взгляд, это самый главный момент, который тормозит развитие российского клубного регби
Главным же фактором, из-за которого регби в России умирает, многие видят в том, что в регби не приходят «большие бюджетные деньги» и, увы, это ошибочное мнение, которое и губит «остатки» клубного регби. Все ждут чего-то от государства, в то время когда сам Президент РФ дает весьма громкий посыл — бюджетное финансирование профессиональных клубов будет сокращено, учитесь зарабатывать сами! Зарабатывать самим — это как раз и есть создание бизнес-модели, понятной, прозрачной и привлекательной для инвестора, что пока не удалось сделать нынешней РПЛ (вопрос — пыталась ли она?).
По сути дела, это разработка некой стратегии и написание бизнес-плана с привлечением всех заинтересованных инвесторов — от государства (скажем так — в пределах 30-40% от бюджета лиги и клубов) и бизнеса, до болельщиков и Международного совета регби (да-да, именно ИРБ пытался несколько раз создавать профессиональную регбийную лигу в США и сейчас выделяет гранты на развитие клубного регби развивающимся странам). И одна из моделей, которая нами просчитывалась — это в частности, передача управления «депрессивными» клубами в ведение самой лиги по типу MLS и последующую продажу/поиск им инвесторам. Есть ещё достаточно много аспектов создания бизнес-модели как самой лиги, так и клубов, но не будем долго занимать этим Ваше время и внимание.
Ни для кого ни секрет, что в последние годы в российском регби был некий перекос — зарплаты соответствовали уровню например французского ПРО Д2, а уровень — далеко нет. В итоге, никакого оттока игроков за рубеж для повышения квалификации не наблюдалось (и тут хорошо платили, при этом играть-то по-большому счету нужно было всего четыре месяца в год вместо десяти в Европе). Соответственно, уровень российского регби упал.
Взглянем на эту проблему с другой точки зрения . Сами того не зная, но наши «мэтры» Владимир Негодин и Евгений Мочнев дали в одном из наших материалов ответ на вопрос — когда мы начнем обыгрывать грузин? Когда будем играть с ними в одинаковых по уровню чемпионатах! По сути матч Грузия — Россия перерос в противостояние нападающих «Тулона», «Клермона» и «Стад Франсе» против нападающих «Енисея-СТМ» и «Красного Яра». Глупо даже и задумываться было, кто победит!
Однозначно, что так сразу уровень не поднять до «высочайшего» (как в КХЛ) и следует подумать хотя бы о «среднем по Европе» (имеется в виду Франция и Британия), а тут без привлечения «легионеров» хотя бы на срок 4-5 месяцев, не обойтись. Не трудно посмотреть на календарь и увидеть, что «окно» в большинстве европейских клубных чемпионатах (кроме плей-офф) и время «горячих баталий» в российском совпадают, почему бы не воспользоваться тогда примером Японии, куда по завершению турнира Суперрегби на заработки едут игроки из Новой Зеландии, Южной Африки, Австралии и Океании? Цену вопроса можете посчитать (мы уже считали!). 5-6 игроков уровня середнячков ПРО Д2 может себе позволить и пензенская «Империя»
Ото всюду только и слышно — никто в российском регби не думает о болельщиках! Да, согласны, болельщик — это главный потребитель спортивного зрелища, он дает спонсоров, социальный аспект существования клуба, под него и нужно подстраивать всё — от времени до места проведения игры и прочего....И работать с ним нужно на протяжении 365 дней в году, причем, нужно практически с нуля «создавать» его, так как сейчас по нашей оценке до 80% сидящих на трибунах — это не болельщики, а люди так или иначе имеющие к регби самое непосредственное отношения (тренеры, специалисты, игроки ДЮСШ или родственники игроков)
Но опять же — одно дело писать в соцсетях какие-то материалы, другое — работать с болельщиками с использованием CRM и прочих инструментов. Причем опять же, возвращаясь к лиге — клубам самостоятельно сделать это навряд ли возможно из-за многих причин (нет ни денег, ни кадров, согласитесь, что пресс-служба и специалист по работе с болельщиками — это не одно и то же!) — поэтому начинать нужно с какой-то централизованной структуры. А то как мы не научились работать с болельщиками, будь то действующие или потенциальные, видно «невооруженным взглядом» по проведению Суперкубка России в Махачкале. 500 зрителей (новых потребителей продукта!) посмотрели, ушли и никакой обратной связи с ними не состоялось
Пока же у нас вместо CRM на одной из трибун в Таганроге торчит пенек от спиленного дерева, а в протоколах игр — цифры о посещаемости, взятые с потолка. Кого обманываем? Самих себя!
Источник: RugbyOnline.ru