Наверх

Околорегби

Всё самое интересное из мира околорегби, включая нашу популярную рубрику "А знаете ли Вы..."

Кила - назад в будущее

Поиск корней регби в русской традиции

Со времени средневековья имеются сведения о широком бытовании на Руси разного рода народных игр с мячом. В их числе широкое распространение имела игра, заключающаяся в состязании двух мужских команд, каждая из которых стремилась овладеть мячом и доставить его к определенному рубежу, вступая при этом в прямое противоборство с противником. Традиционные правила разрешали использовать при соприкосновении с соперником приемы борьбы и кулачного боя, что дает основание отнести эту игру к числу воинских состязаний. Приёмы борьбы и кулачного боя разрешалось применять лишь в том случае, когда кто-то из бойцов захватывал мяч в руки, что случалось в ходе игры весьма часто. В других ситуациях мяч «пихают ногами».

К сожалению, в 20 веке многие русские традиции были забыты и теперь очень сложно их восстанавливать, но энтузиасты находят отдельные сведенья в архивах и восстанавлявают по крупицам. Вот как играли в килу в 19 веке в русских деревнях. Из Тенишевского архива (Вытегорский у. Вологодской губ. 1899 г.): 

"В Никулинской волости в последний день масляной... устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <…> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30-40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся, становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа... за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с КИЛОЙ тебя мы сделаем на этот год». <...> Побежденные отходят, а победители кричат им: «КИЛА, КИЛА, КИЛА!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...".

"...но вдруг один парень ловко подхватил мяч и бросился с ним бежать... Противная партия приходит в ярость, так как мяч парень унес почти к самой цели. Парня нагоняют, он уже пробежал середину деревни и бросил мяч на свою половину. Все с остервенением бросаются к мячу, слышаться глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, пар от бойцов валит столбом, вон на снегу видна кровь...бойцы тяжело дышут, по лицам катится струями пот... Началось настоящее сражение..."

 В «Очерках бурсы» (1862 г.) писатель Н. Г. Помяловский даёт следующее описание как ученики после занятий играли в килу:

«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону—в лагерь неприятеля, где и завладели бы им...

«Кила!» — закричали ученики,— это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело...»

 На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр. В своде церковных постановлений XVI века было сказано об играх в мяч:

«Аще кто в праздники, или в недели, или в святые вечера на игрища ходит или на конские ристания или личину наденет на себя, семь лет да запретится, поклонов сто на день и двести молитв».

Особенно неистовствовал яростный вождь староверов-раскольников протопоп Аввакум, призывавший... сжигать участников игр! В указе царя Алексея Михайловича от 1648 года было сказано об играющих в мяч:

«А которые люди от сего богомерзкого дела держаться и по нашему указу тем людям велено делати наказание... и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».

Не мытьём так катаньем:  война, революция, коллективизация, индустриализация, политика построения интернационального советского человека, где традиции не приветствовались привели практически к полному искоренению народных игр. Но в тоже время активно начал пропагандироваться спорт и в 1923 году кила вернулась в Россию уже под видом английского регби. Но привязанность к Англии и королеве впоследствии сделали дурную славу для регби в России. По сути, можно сравнить получения статуса буржуазного вида спорта после войны для регби с отношение простого народа к американскому футболу в России сейчас. 

И поэтому предлагаю в корне изменить ситуацию, чтобы в будущем у регби не было препонов для развития и популяризации в России. Чёрт с ним, с названием, уже прилижилось за 90 лет, но нужно хотя бы вернуть идеологически этот спорт и навести мосты между забытой русской забавой килой и современным регби. Как? Для начала, а там видно будет:

-замена англоязычных терминов на русские (давайте рассмотрим варианты)

-возвращения слова «кила» в обиход  как синоним для обозначения мяча и попытки как это было 100 лет назад

- употребление для проигравших и для команд в нижней части таблицы термина «киловники» (по-традиции, да и звучит лучше, чем «аутсайдеры») 

Одно дело, как представители американской культуры прогибаются перед Госдепом и приглашают посла на вбрасывание монетки перед матчем московских команд по американскому футболу, а другое дело показать, что регби – это наш русский традиционный вид спорта, и мы просто используем международные правила как равный субъект на мировом поле, а не вассал. Это важно для развития и популяризации регби внутри страны, ведь патриотически настроенных людей всегда больше, чем любителей заморской колбасы и откровенно пятой колонны, даже в трудные времена, а тем более сейчас, когда маятник качнулся в правильном направлении.

Руссо (с)

Теги:регбиРоссия

 
  • Сайт «Регби Онлайн» не является коммерческим проектом.
    При цитировании материалов ссылка на «Регби Онлайн» (rugbyonline.ru) обязательна.
    При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на rugbyonline.ru обязательна.
    Наша почта [email protected]
© 2012–2020 «Регби Онлайн»