Сколько игроков в вашей любительской регбийной команде?
15-17? 20-25? 50?
А какое теоретически может быть МАКСИМАЛЬНОЕ количество игроков?
50? 100? 1.000? 1.000.000? Все население Земли?
С первого взгляда вопрос может показаться надуманным и не существенным. Однако еще дедушка Ленин говорил, что пытаться решать частные вопросы нашей жизни, не разобравшись сначала в общих – гиблое дело.
Ведь вы обрекаете себя на столкновения на каждом шагу с последствиями общих закономерностей, не имея даже представления о том, откуда они возникают и как с ними справиться. Что мы и можем видеть на примере многих командах, которые год, два, три стоят на месте, как в игровом, так и организационном плане. Или вообще прекращают участвовать в турнирах и хорошо, если на год. Про это не любят говорить. Но мы должны понимать, что разрушение является такой же частью нашей жизни, как и созидание.
Таким образом, мы можем свести изменение численности клуба к классической школьной задаче из младших классов про бассейн с 2 трубами, по одной из которых вода заливается в бассейн (игроки приходят), а по другой – вытекает (игроки уходят).
И здесь у нас есть важно дать определится: кого мы считаем членом команды? Обычно если спросить игроков любой любительской команды: «Сколько у вас людей?» Вам ответят, что человек 20,30,50, при этом в это число включают всех кого хотя бы раз видели на тренировках. А вот на вопрос: «Сколько человек активно ходит на тренировки?» - получаем уже меньшие цифры. Таким образом, в составе команды мы можем выделить игровое ядро и командную периферию, «хвост», которые появляется от случая к случаю. Где проходит между ними грань? Никто из нас не может тратить все время на регби: работа, семья и т.д. Так что для себя я даю отсечку в посещении 33% тренировок. Именно ядро решает спортивные задачи и двигает команду вперед.
И так, чтобы человек тратил столько времени на тренировки он должен что-то получать удовлетворение от всего этого процесса. В первое время любой человек получает удовольствие от того, что он пробует что-то новое. «Ух-ты, захват… Вау, коридор… Зашибись, схватка…» Но со временем эффект новизны пропадает и человеку все тяжелее поддерживать интерес к тренировкам, остаются только те кто получает достаточное игровое время. Тяжело замотивировать человека на тренировки, когда он является 6 запасным столбом или центром в команде.
Таким образом, мы можем сделать некоторое осторожное предположение по ограничению численности ядра команды в виде тех людей, которые получают достаточное игровое время. Как известно регби одновременно на поле находится 15 человек, плюс возможные травмы, плюс замены на особо тяжелых физически позициях (первая линия), плюс люди, которые не смогли присутствовать на конкретном матче по внешним причинам (работа, отпуск, нужно помочь родителям и прочее). Так что с трудом можно представить, чтобы ядро команды было больше 20-25 человек. В общем виде это можно представить в виде математической формулы:
где N – игроки ядра команды, P – количество игроков, которые одновременно могут быть на поле, а – коэффициент пропорциональности.
Посмотрите еще раз на бассейн выше: этот предел - 3 параметр системы, ёмкость бассейна. Соответственно какие бы вы усилия по привлечению новых людей не прилагали, по достижению это предела будут проходить 2 процесса: во-первых, новички будут уходить как только пройдеть эффект новизны, во-вторых, ветераны будут уходить, если более физически развитые новички вытеснят их из основного состава.
И здесь нам необходимо остановиться и привести выше сказанное с данными фундаментальной науки.
При более пристальном рассмотрении команда, если убрать из нее броуновское бурление, подчиняется тем же самым закономерностям, что и бактерии в чашке Петри.
Это не магические карамельки M&Ms, это они.
И пусть мы считаем себя гораздо умнее и гораздо продвинутее, чем эти мелкие комочки слизи, но, на деле, наше поведение, как это ни печально, часто укладывается на точно такую же кривую, как и у бактерий, весело плодящихся внутри ёмкости с вкусным куриным бульоном. Эта кривая называется "рост бактерий в чашке Петри" или S-образная кривая .
Многие, даже очень образованные люди иногда предпочитают игнорировать её влияние на нас, а для широких масс она и вовсе неизвестна и непонятна — по сути дела они являются лишь "исполнительной" частью этой самой кривой, демонстрируя своим поведением полное ей соответствие. Как бактерии. Что есть обидно и неправильно.
Но — вернёмся к S-образной кривой. Вот она, с кратким объяснением:
S-образная кривая спокойно объясняет целый спектр явлений — от автокаталитических химических процессов или развития интеллекта у детей — до процесса вывода модных товаров на новые рынки. То есть, S-образной кривой можно объяснить поведение и стада бизонов, и нового "ай-да-фона", который "чуть-чуть легче и немножко быстрее старого". Где есть сложная система со многими ограничителями и со свободной энергией внутри, которую некуда девать — там будет и S-кривая.
В целом любая S-образная кривая делится на три непохожих друг на друга части — кривую старта или обучения, кривую зрелости или повышенной отдачи и кривую убывающей отдачи или стагнации, о которой я уже тоже говорил.
Поговорим вкратце об особенностях каждого из участков кривой. Вначале у нас идёт "участок обучения". На этом участке процесс развития чего-либо или кого-либо ещё только "набирает ход". Это "время больших ожиданий", но и одновременно — время самых больших ошибок.
«Энтузиасты купили первый регбийный мяч… Регбийный тренер или игрок переехал в новый город…»
Начальный процесс обучения часто представляет собой процесс "проб и ошибок", когда энтузиасты постоянно сталкивается с внешними трудностями.
«Где искать людей?.. Где взять инвентарь?.. Какие упражнения выполнять?..»
Они в этот период уподобляются ёжикам в тумане, которые, двигаясь по лесу проблем, "утыкаются" в очередное дерево. Очень много команд умирает именно на этом этапе, когда пионеры и первопроходцы решают, что "нуегонафиг — пилить и дальше напильником паровоз в ракету". В период обучения технологии S-кривая имеет пологий характер - вкладываемые в развитие ресурсы ещё не дают хорошей отдачи.
Второй период, период стабильного роста и повышенной отдачи — это "золотое время" процесса развития. Буря и натиск, механизированные дивизии идут в прорыв фронта, идёт раздача пряников, выгул слонов, т.е. материализация затраченных ресурсов. На этом участке основные проблемы решены. На это ушло, возможно, много времени, но теперь чтобы кому бы то ни было, чтобы догнать нас нужно пройти свой участок обучения, даже, если ей удастся взять эту же технологию на вооружение.
«Команда начинает выступать на турнирах, занимать призовые места…»
Однако, как и всегда в жизни, наступает такой момент, когда дополнительные вложения уже не приводят к крупным успехам. Появляются новые ограничения для процесса. Наступает период падающей отдачи. Старые фокусы не помогают, новых придумать не получается.
«Все команды вокруг легко обыгрываются… Чтобы найти равного соперника и расти дальше надо ехать куда-то далеко… Тратить на это много денег, времени…»
И вот тут происходит самое неприятное. Процесс вроде бы, как и "идёт", бюджеты осваиваются и пилятся, сияние светлого образа "прошлых, славных дней" всё ещё с нами.
В точке t2 графика "внезапно" происходит слом второй производной (то есть — ускорения процесса, скорость всё ещё сугубо положительна!) И — дальше начинается "Трэш, угар и содомiя". Ну и "Адъ и Израиль" одновременно. Стоимость поддержания процесса после прохождения точки t2 на графике начинает расти практически по экспоненте. Система начинает алчно поглощать ресурсы, людей и время, а результаты остаются прежними.
Собственно говоря, уже в точке t2 можно тушить свечи. Но, в реальной жизни, лица, принимающие решения в команде, слишком вовлечены в процесс. Руководство прет до конца, вплоть до точки t3, когда в минус уже уходит скорость, то есть система начинает сжиматься, игроки уходят.
Думаю, что вы и без меня назовете команды, которым после нескольких «золотых» лет вынуждены начинать многое с нуля.
Хорошо, скажет читатель: "А как же прогресс? Где это замечательное непрерывное и не остановимое движение вперёд?"
Вот оно:
Но об этом в следующий раз......
Источник: rugby-sapiens.livejournal.com